Сайт художника
Николая Чукова

Автобиография Николая Сергеевича Чукова, члена Союза Художников Санкт-Петербурга, Члена-корреспондента Петровской Академии Наук и Искусств

 

Мои родители:Ольга Семеновна и Сергей Викторович. 1976
Мои родители: Ольга Семеновна и Сергей Викторович. 1976
Моя биография началась на зимнего Николу (в праздник Св. Николая Мирликийского) 19 декабря 1923 года в центре России – д. Теплово  (Теплое) Тульской области на русской печке в сенях, которые достались моим родителям при разделе имущества большой семьи в 19 человек, куда
моя мама вышла замуж. В то время деревня имела бабкуповитуху, одну из тысяч, благодаря кото-рым народонаселение России исправно рождалось и пополнялось.
Родители мои – коренные крестьяне Тульской области. Мама моя Ольга Семеновна была последним ребенком и к 13 годам осталась без отца. В 18 лет вышла замуж в другую деревню в 5 верстах. Отец мой Сергей Викторович с 4 лет лишился отца – он погиб в Русско-Японскую войну. До женитьбы отец работал в Туле на Оружейном заводе, потом крестьянствовал.
В память моего прадеда Маркела всех его потомков и нас в том числе называли Маркело-выми, хотя все (почти половина деревни) носили фамилию Чуковы.
До семи лет моя жизнь была без перемен и однообразна как везде в деревнях России конца 20-х годов. Мои родители – потомственные
крестьяне – трудились на своей пашне, имели лошадь, корову, овец и надеялись только на свои руки – одним словом жили в полной гармонии с самой природой. Помню, как летом родители жали рожь. Меня взяли в поле, я лежал в тени снопов и видел синее с облаками небо и золото сжатой ржи. Эта картина осталась во мне одним из лучших воспоминаний на всю жизнь.
В 1931 г. наша семья переехала в пригород Москвы — поселок Подлипки – ныне г. Королев.
В 4 классе школы наш классный руководитель Татьяна Филипповна Миловидова организо-вала поездку всего класса в Третьяковскую галерею, где я впер вые увидел пейзажи И.Левитана. Мне как мальчику, прожившему до 7 лет в деревне, они были очень близки и понятны, такие же как пейзажи моей родной Тульской земли. Особенно меня поразила «Золотая осень». Я впервые увидел ее в подлинную, в цвете. До этого я видел ее только на черно-белой картинке в учебнике, но даже там она мне нравилась.
Вернувшись домой, я нашел кусок железа, форматом близкий к квадрату, и все свое восхищение этой картиной по памяти выразил в красках, которые к тому времени у меня уже были. Ко-гда я покупал масляные краски в Мытищах, то удивлялся их названиям: охра золотистая, окись хрома, ультрамарин, цинковые белила… Вот таким было у меня знакомство с красками — в прямом смысле на практике.

 

С одним моим товарищем мы часто вместе ходили в школу, потом я случайно попал к нему домой, а жил он с матерью и отчимом в маленьком деревянном домике на краю Подлипок, и был потрясен – вся стена была увешана картинами, нарисованными масляными красками, особенно мне помнится Киево-Печерская Лавра – золото куполов на синем небе, белизна соборных стен – и вдруг натюрморт – хлеб, белая кружка, полотенце и деревянный стол.

Павел Васильевич Вотинов.
Павел Васильевич Вотинов.

 

Я прибежал домой, соорудил подобный натюрморт и стал купленными в Мытищах красками писать. Все шло хорошо, но когда я стал смешивать краски с белилами, то смесь у меня не получалась. Оказалось, что цинковые белила были не масляные, а темперные на водной основе.

В 5 классе я как-то сделал неплохой рисунок для классной стенгазеты, который заметил руководитель школьного ИЗО-кружка Павел Васильевич Вотинов. Он был моим первым учителем и именно он увидел и признал во мне творческую личность и именно ему я обязан развитием моих первых художественных способностей и навыков.

Наш ИЗО-кружок считался в числе лучших в Московской области. Павел Васильевич возил нас на экскурсии в мастерские известных в то время художников Герасимова, Бубнова, Соколова. В 1939 г. Наш кружок занял первое место в областном конкурсе и нас наградили разными художественными принадлежностями – удобными складными этюдниками и красками.
Я сейчас оправдываю свои поступки, но когда-то я с товарищем по классу и по духу вместо уроков в школе ходил по окрестностям Подлипок, Болшева, Мытищ в поисках пейзажей, подобных деревенским, где прошло мое детство.
Я очень тосковал по деревенской природе и мне ее очень не хватало.
Увлечение красотой природы дошло и до реальных планов путешествия по средней России. Заканчивая 7-й класс, мы с друзьями решили в летние каникулы путешествовать по р. Оке на плоту, взяв помимо всего прочего этюдник и краски. Но выполнить задуманное не удалось – в мае 1939 г. во время выпускных экзаменов за 7-й класс со мной произошел несчастный случай (тяжелый перелом бедра), который надолго уложил меня в больницу. Я должен был пролежать на спине 6 месяцев. И в это время я рисовал по памяти мотивы родной деревенской природы.

 Друзья и учитель не оставили меня в беде — руководитель ИЗО–кружка П.В.Вотинов отправил мои этюды и рисунки на выставку ИЗО–кружков Мос-
ковской области. После успеха на выставке он пришел ко мне в больницу и принес номер районной газеты, в котором написали о моем успехе. Таким образом определился путь моей жизни.
В начале войны мой отец работал в Подлипках на военном заводе слесарем по ремонту станков. Он посоветовал мне идти на завод – «не время учиться на художника». Так я поступил на военный завод учеником слесаря. Работали в две смены по 12 часов без выходных. Воздушные тревоги случались часто, работу не прерывали, а меня как новичка посылали на крышу тушить зажигательные бомбы, если они упадут на цех. Для этого на длинной около 100 метров крыше были ящики с песком, бочки с водой.

Завод этот в начале 30-х годов строили немецкие инженеры, которые жили в Подлипках не-далеко от нас в новых 4-х этажных кирпичных домах. В 1933 г после прихода к власти Гитлера все они вернулись в Германию. И мы ждали, что поскольку немцы знали местоположение нашего за-вода, то его будут бомбить в первую очередь, тем более, что немцы уже подходили к Москве. Ночами мы видели за 20 км. зарево пожаров над Москвой. Все это было в июле, августе, сентябре. Так вместо моей мечты учиться в художественном училище, я работал на заводе и охранял во вре-мя налетов цех от зажигательных бомб.

В армии. 1943
В армии. 1943
Несмотря на трудности военного времени душа моя рвалась к учению – я хотел поступить учиться и даже узнал, когда начинаются вступительные экзамены в художественное училище «Памяти 1905 года». Въезд в Москву в то время был закрыт, но Павел Иванович Вотинов пошел со мной председателю исполкома Подлипок и мне дали пропуск в Москву. На заводе мне разрешили перейти работать в ночную смену (с 8 вечера до 8 утра), после чего я ехал в Москву сдавать вступительные экзамены: рисунок, живопись, композицию. В таком режиме я работал и сдавал экзамены в течении 2-х недель. Все предметы сдал и таким образом в 1941 г. поступил на первый курс художественного училища «Памяти 1905 года» в Москве. После зачисления я получил из училища справку с просьбой, чтобы отпустили меня с завода учиться. 

 

Начальство на заводе меня, конечно, не отпустило, да аргументов было и не нужно – война и немцы под Москвой. Я продолжаю работать учеником слесаря на заводе, дежурю на крыше, тушу зажигалки во время авианалетов и вдруг получаю письмо из училища с вопросом, почему я не являюсь на занятия? Была уже середина сентября, когда я поехал в училище объясняться. Директор училища, волевая женщина по фамилии Марута выслушала меня и тут же напечатала ходатайство на завод с просьбой отпустить меня учиться
как особо одаренного ученика. С таким ходатайством начальник цеха и отдел кадров завода единогласно отпустили меня учиться.

Счастье мое было безгранично, прекрасный преподаватель Антон Николаевич Чирков заметил мои успехи в портрете. Но окончить училище мне не удалось – со 2-го курса в декабре 1942 г. я был призван в армию.
Среднюю школу я закончил заочно и в 1945 г. после демобилизации поступил в Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское).
В газете «Вечерняя Москва» в номере за 26 октября 1945 г. в статье «Будущие мастера» отмечались мои успехи и стремление получить художественное образование.

Группа дипломников Строгановского училища с профессором Василием Федоровичем Бордиченко. Москва 1950. Верхний ряд слева направо: Брен, Утенков, Чуков, Кожетев, Гарнисов. Нижний ряд слева направо: Шевков, Чудов, В.Ф.Бордиченко, Ковалев, Розенман.
Группа дипломников Строгановского училища с профессором Василием Федоровичем Бордиченко. Москва 1950. Верхний ряд слева направо: Брен, Утенков, Чуков, Кожетев, Гарнисов. Нижний ряд слева направо: Шевков, Чудов, В.Ф.Бордиченко, Ковалев, Розенман.
С благодарностью вспоминаю своих учителей А.В.Куприна,
П.В.Кузнецова, С. Герасимова и особенно «своего» профессора, художника –монументалиста В.Ф.Бордиченко, под руководством которого в 1950 г. я защитил дипломную работу – многофигурную композицию «Торжество науки».
После окончания МВХПУ я был направлен на работу в г. Курск в Художественно-графическое училище преподавателем рисунка, живописи и композиции.
В 1953 г. я вернулся в Москву и начал преподавать рисунок в Строгановском училище. В это время я принимал участие в росписи павильона «Земледелие» на ВДНХ (тогда ВСХВ).
В 1954 г. я женился на Варваре Ефимовне Приваловой и переехал на постоянное жительство в Ленинград.
В Ленинграде я работал в Комбинате живописно-оформительского искусства (КЖОИ) в ка-честве художника. Работа в КЖОИ заключалась в выполнении портретов членов правительства, необходимых для оформления города к праздникам, в выполнении учебных плакатов по технологии производства и технике безопасности на заводах. Работа эта занимала много времени и мешала моей творческой работе. Пришлось прилагать немало усилий, чтобы творчество не прекращалось. В 1965 г. прошла моя первая персональная выставка в КЖОИ, где были представлены портреты и пейзажи.
Художник с женой Варварой Ефимовной. 1954
Художник с женой Варварой Ефимовной. 1954
В 1970-71 годах я писал этюды и портреты сталеваров на Кировском заводе. Я обошел все цеха завода и остановился там, где была ярче выражена индивидуальность каждого сталевара. Для своей работы я выбрал тот цех, где технология плавки металла оставалась дедовской – качество металла определялось опытными сталеварами визуально. Заводское начальство обижалось на меня за то, что я работал в старом цеху, пренебрегая новым, обставленным электроникой и автоматикой.
Интерьер сталелитейного цеха и портреты сталеваров я писал непосредственно в цеху. Сталевары могли отойти от печи для отдыха минут на 20. В это время я имел возможность писать с них этюды и ожидать потом следующего перерыва. Условия работы были трудными, но хотелось передать титанический труд сталевара как можно более правдиво.

 

В 1974 году состоялась моя персональная выставка в Доме Культуры им. Газа, где экспонировалось более 80-ти работ: пейзажи, портреты (главным образом сталеваров Кировского завода). Мои портреты и этюды удивляли зрителей разнообразностью характеров изображаемых людей. Президент Академии Художеств Б.С.Угаров, посетив выставку, удивился, что я до сих пор еще не принят в члены Союза художников.
По результатам этой выставки в 1975 г. я стал членом Союза художников СССР. После это-го я написал серию портретов Ветеранов дороги жизни. Живя в Ленинграде, я часто встречался с людьми, пережившими в войну блокаду города. Особенно поразили меня люди, работавшие на Дороге Жизни. В их глазах до сих по сохранился страх от того, как немецкие летчики на бреющем полете расстреливали из пулеметов и топили баржи, груженные детьми, эвакуированными их оса-жденного города.
Портреты этой серии экспонировались на всесоюзной выставке «60 лет СССР» в 1978 году в Москве в Манеже. Часть этих портретов находится в музее «Дороги жизни». Продолжением этой работы стала галерея портретов ветеранов Великой Отечественной войны. 9 портретов этой серии находятся в галерее Музея истории города.

Художник на открытии выставки. 1985
Художник на открытии выставки. 1985
В 1990 году в Ленинградском территориальном центре социального обслуживания пенсио-неров № 1 как акт милосердия была размещена выставка моих пейзажей и портретов. Выставка нашла отклик в газете «Правда» за 7 июня 1990 года под заголовком «Спасибо художнику».
Ветераны труда, живущие в этом центре, говорили мне, что портреты на выставке они воспринимали как живых людей и даже беседовали с ними. Большим огорчением для меня была пропажа с этой выставке 6 лучших пейзажей. Обращение в милицию не помогло вернуть их.
В последние годы я много работаю над детской темой – портретами и картинами. В 1991 г. я был приглашен фирмой «Арколь» во Францию для выполнения детских портретов. За 3 месяца жизни в Париже я написал 4 детских и 3 парадных взрослых портрета. Мои работы неоднократно выставлялись на аукционах этой фирмы.
Несколько крупных моих работ находятся сейчас в частных собраниях Парижа, Гамбурга, Дюссельдорфа, Нью-Йорка. После поездки во Францию материальное положение несколько улучшилось. Это дало мне возможность отремонтировать и расширить свою мастерскую, а также вос-становить часовню в честь Казанской иконы Божией Матери в д. Горушка Новгородской области.
В 1998 году я был избран членом-корреспондентом Петровской академии наук и искусств. Сейчас я в основном живу в деревне Горушка Новгородской области на родине моей жены. Продолжаю писать пейзажи, портреты. За последние годы отделом культуры Администрации Окуловского района Новгородской области был устроен ряд моих персональных выставок: 1999 г. ко Дню победы (15 работ). 2000 г. с 10 мая по 9 июня (24 работы). 2002 г. ко Дню победы (18 работ). 2003 апрель – 20 работ. 2007 – апрель (23 работы). Отзывы об этих выставках были напечатаны в новгородской периодической печати. В настоящее время у нас с женой 7 внуков и 1 правнук.
Я благодарен моей жене Варваре Ефимовне за то, что она в течение многих лет мирилась с материальной бедностью нашей семьи и приветствовала мою творческую работу, которая долгие годы не приносила никаких денег.

 

05.02.2008







Система управления сайтом Host CMS